Мониторинговое исследование качества общего образования, целью которого является сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях
Pisa
PISA (Programme for International Student Assessment) Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности
3 декабря 2019 года были официально объявлены результаты международного исследования PISA-2018
ПодробнееОб исследовании
Цикл исследования – 3 года
- Участие стран мира с 2000 года
- Участие Российской Федерации с 2000 года
- Участие Москвы как отдельного субъекта Российской Федерации с 2018 года
Проводится по 3 направлениям (в каждом цикле одному из них уделяется основное внимание):
- читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
- математическая грамотность
В исследовании PISA-2018 основным направлением стала читательская грамотность.
В каждом новом цикле исследования вводятся новые направления:
- PISA-2012 – финансовая грамотность
- PISA-2015 – решение проблем
PISA-2018 – глобальные компетенции
Kонструкт «глобальные компетенции» включает в себя 4 аспекта:
- заинтересованность и осведомлённость о глобальных тенденциях развития
- управление поведением
- открытость к новому
- эмоциональное восприятие нового
В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В PISA -2018 основным направлением стала читательская грамотность. В PISA -2021 основным направлением будет математическая грамотность.
Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021.
Ключевая составляющая понятия математическая грамотность - математическое рассуждение.
математическое содержание разделено по четырем категориям:
- количество
- неопределенность и данные
- изменение и зависимости
- пространство и форма
добавлены восемь навыков 21 века:
- критическое мышление
- креативность
- исследование и изучение
- саморегуляция, инициативность и настойчивость
- использование информации
- системное мышление
- коммуникация
- рефлексия

Инструментарий
- тест в компьютерном формате
- анкета для учащихся
- анкета для родителей
- анкета для администрации ОО в режиме онлайн
- анкета для администрации ОО по финансовой грамотности
Участники
Участники PISA-2018
Россия 43 региона
- 265 Школ
- 7608 учащихся
Москва как отдельный регион
- 163 Школы (151 школа - независимая выборка Москвы, 12 школ - в выборке РФ)
- 7871 учащийся (7289 учащихся - независимая выборка Москвы, 582 учащихся - в выборке РФ)
В 2016 году Москва как отдельная территория приняла участие в исследовании PISA for Schools
Москва
- 609 Школ
- 42000 учащихся
Результаты PISA-2015
Результаты PISA-2015
С результатами исследования PISA-2015 можно ознакомится на официальном сайте:
Центра оценки качества образования ИСРО РАО
С результатами исследования PISA-2018 можно ознакомиться на официальном сайте Федерального института оценки качества образования:
«Результаты Москвы в исследовании PISA-2018»
«Результаты Москвы в исследовании PISA-2018»
Публикации
- С.Собянин «Главный экзамен года. Московские школы вошли в тройку лучших в мире» (Официальный блог Сергея Собянина)
- Международный отчет с результатами PISA-2018 (на английском языке с сайта OECD)
- Международный отчет с результатами PISA-2015 (на английском языке с сайта OECD)
- Результаты международного исследования PISA 2015(краткий отчет на русском языке)
- Вебинар «Открытие результатов международного исследования PISA-2015 по направлению «Совместное решение проблем»
- Семинар «Смогут ли российские учащиеся улучшить результаты в исследовании PISA-2018?»
Полезные ссылки
- Официальный сайт Организация экономического сотрудничества и развития OECD
- Официальный сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО
- Онлайн – сервис самопроверки «Мои достижения»